
Рассмотрим две ситуации. Например, в подъезде к ребенку пристал какой-то человек, чем очень сильно напугал его. Ребенок еле вывернулся и убежал от него.


Травма одна и та же, а последствия от нее будут разными.



• меняется поведение;
• повышается уровень тревожности;
• нарушается концентрация внимания;
• частая смена настроения;
• ухудшается сон;
• появляются трудности в общении с другими детьми;
• появляется необъяснимое чувство вины;
• можно заметить растерянность;
• нет уверенности в себе;
• высокая утомляемость;
• вербальное выражение чувства ненужности;
• снижается работоспособность.

• Сами сохраняйте спокойствие. В противном случае ваши негативные переживания усилят во много раз переживания ребенка.
• Обсудите негативное событие тогда, когда ребенок будет готов к этому. Но лучше не делать это сразу после того, как оно произошло.
• Если ребенок сам начнет рассказывать о нем, важно помочь ребенку выразить свои чувства и переживания, а не подавлять их. Не нужно в этот момент отвлекать ребенка. Наоборот, дайте ему высказаться, при этом поддерживая его. Если ребенок плачет, дайте ему выплакаться. Это естественная реакция на дистресс, которая закончится самостоятельно.
• Понаблюдайте за состоянием ребенка, спросите его, как он себя чувствует. Дайте каждому чувству (злость, гнев, обида) название, чтобы ребенок понимал, какие ощущения он испытывал. Убедитесь, что он вас слышит и понимает.
• Дайте ребенку почувствовать себя в безопасности. Особенно это важно, если ребенок находится в шоковом состоянии (учащенное сердцебиение, бледность, дрожь). Говорите с ним спокойно, негромко, поглаживая по спине.
?Эти рекомендации — это первая психологическая помощь ребенку. Если же подавленное состояние ребенка сохраняется продолжительное время, лучше обратиться к психологу.